ГУО «Большеухолодский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа Борисовского района»

ГУО «Большеухолодский учебно-педагогический комплекс детский сад - средняя школа Борисовского района»

ул.Элькинда Виктора, д 2, 222147, дер. Большая Ухолода, Борисовский район, Минская область

Родителям

Проблема аутоагрессивного поведения и суицидов среди детей, подростков и молодежи.

 

Проблема самоубийств с каждым годом приобретает глобальный характер, а суицидальные попытки все чаще становятся формой поведения, к которой прибегает человек в той или иной кризисной ситуации.

Каждые 40 секунд где-то в мире умирает человек, совершая самоубийство, и еще чаще кто-то предпринимает попытку свести счеты с жизнью. Самоубийства происходят во всех регионах мира, и их совершают люди всех возрастов. Следует отметить, что среди причин смерти молодых людей (в возрасте 15–29 лет) в мировом масштабе самоубийства занимают второе место. Также часто подобное поведение встречается среди подростков в возрасте 10–14 лет. При этом социологи утверждают, что официальная статистика значительно отличается от реальных данных (в 2-4 раза), поскольку в нее попадают только явные случаи и не фиксируются факты незавершенных суицидов, и замаскированных под несчастные случаи, которых как правило в 7-10 раз больше.

            По данным ВОЗ:

  • ежегодно самоубийства совершают от 870 тыс. до 1 млн. человек во всем мире (каждые 40 секунд)
  • самоубийство является 13 по счету причиной смерти во всем мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 35 лет в Европе оно занимает второе место после дорожно-транспортных происшествий
  • примерно в 10-20 раз больше количество людей совершают суицидальные попытки – 6 место в мире среди причин потери трудоспособности.В целом суицидальная ситуация в нашей стране также достаточно неблагополучна.
  •  
  • По данным ВОЗ:
  •  
  • Показатель суицидов в Республике Беларусь значительно превышает среднемировой.
  • В 2016 году среднемировой показатель суицидов составил 10,5 случаев на 100 тыс. населения
  •  в 2016 году этот показатель в Беларуси составил 21,4 случаев на 100 тыс. населения (из них 6,2 женщин и 39,3 мужчин)

 

Термины «самоубийство» и «суицид» обозначают акт умышленного убийства самого себя.

Термин «суицидальная попытка» (СП) используется для обозначения любого вида изначально не летального суицидального поведения и относится к намеренному самоотравлению, нанесенной самому себе травме или иному самоповреждению, которые могут иметь или не иметь летального намерения или исхода.  СП - самотравмирующее поведение с не фатальным исходом, сопровождающееся очевидностью (явной или подразумеваемой) того, что индивид намеревался умереть (IASP, De Leo et al., 2006;APA, Silverman, 2003) Суицидальное поведение относится к типам поведения, включающим мысли о суициде, планирование самоубийства, суицидальные попытки и сам суицид.

По определению ВОЗ (1982) парасуицид – синоним суицидальной попытки. N. Kreitman определял парасуицид как призыв о помощи, способ воздействия на окружающих с целью изменения сложившейся ситуации, и относил к ним суицидальные акты с истинным намерением умереть, но не закончившиеся смертью.

 

Что же мы знаем о детском суициде на сегодняшний день?

 

Сегодня умирают дети – уходят из жизни по собственному желанию. И это трагедия родителей не только потому, что они теряют ребёнка. Их беда заключается ещё и в том, что они не понимают почему он это, сделал? 

  1. За последнее десятилетие количество самоубийств среди детей и подростков выросло в 3 раза.
  2. Суицид является второй по частоте причиной смерти среди детей и молодых людей в возрасте от 10 до 24–х лет. Причиной смерти №1 являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, отравления.
  3. По различным данным среди детей-самоубийц от 60 % – это дети из благополучных, полноценных семей.
  4. На одну смерть в среде подростков и молодёжи приходится до 200 нереализованных суицидальных попыток. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
  5. Пик суицидов приходится на старший подростковый возраст – 14-16 лет. Детей младше 11 лет тоже посещают трагические фантазии во время отчаяния и непонимания со стороны взрослых. Аутоагрессия проявляется у детей в возрасте от 11 до 18 лет. Однако уже зарегистрированы такие случаи среди детей и 5 -10 лет. Причинами чаще всего являются развод родителей, смерть близкого человека, и даже животного; ощущение неполноценности, незначимости; чувство беспомощности и все чаще-наркозависимость.
  6. Большинство суицидов совершаются психически здоровыми детьми.
  7. Многие эксперты замечают, что детские суициды проходят "ВОЛНАМИ". И это скорее про то, что многие дети и подростки подвергались энергоинформационному воздействию на их подсознание со стороны лиц, прекрасно владеющих деструктивными психотехнологиями различных, интернет маньяков и деструктивных групп социальных сетей. В их подсознании в определённый момент срабатывала программа самоуничтожения – так чужая воля подталкивала ребёнка к неожиданному для него самого решению.
  8.  

Ролик для просмотра:

https://www.youtube.com/watch?v=Wq-USYjI1Es

 

"Почему ребенок решается на самоубийство?"

 

Причинами суицида в детском и подростковом возрасте может быть следующее:

  1. Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.
  2. Условия семейного воспитания. Отсутствие отца в раннем детстве; матриархальный стиль отношений в семье; воспитание в семье, где есть алкоголики, психические больные; отверженность в детстве; воспитание в семье, где были случаи самоубийств. Проблемные взаимоотношения в семье, наличие конфликтов с родителями. Здесь проблемным становится отсутствие поддержки и внимания со стороны родителей, которые забывают о духовном общении, устремляя все силы на обеспечение детей материальными благами. Частой становится проблема непонимания родителями детских переживаний, когда подросток очень чувствительно относится к некоторым событиям, а взрослые игнорируют или принижают значение его переживаний.
  3. Отвержение, игнорирование сверстниками, конфликты с ними.
  4. Несчастная любовь. В подростковом возрасте она кажется вечной, романтической, возвышенной. Если подросток сталкивается с разочарованиями в любви, то он может почувствовать ненужность жизни.
  5. Одиночество.
  6. Низкий уровень самооценки.
  7. Унижение.
  8. Депрессия. Склонность к самообвинению, переживанию чувства вины и злости.
  9. Создаются сообщества, сайты в Интернете, группы, которые решают вместе покончить с жизнью. Здесь принижается значение жизни и пропагандируется смерть.
  10. Завышенные требования, которые выставляются родителями. Если ребенок не может им соответствовать, он ощущает собственную никчемность, что может привести к мыслям о самоубийстве.
  11. Проблемы с учебой. Если ребенок пользуется уважением среди подростков и взрослых благодаря своим высоким отметкам, то он может не справиться с проблемой, когда он перестанет их получать.
  12. Чувство ненужности.
  13.  В качестве поступка, чтобы всем отомстить или насолить.
  14. Аутоагрессия.
  15. Страх перед будущим.
  16.  Употребление психотропных средств, алкоголя, наркотиков.

И если очень кратко….

Нуждается в любви и помощи; чувствует себя никому не нужным; не может сам разрешить сложную ситуацию; накопилось множество нерешенных проблем; боится наказания; хочет отомстить обидчикам; хочет получить кого-то или что-то.

 

http://player.myshared.ru/6/585299/slides/slide_7.jpgПризнаки депрессии у подростков

Особенности внешнего вида и поведения.         

  • Тоскливое выражение лица;
  • Гипомимия (минимум мимики);
  •  Тихий монотонный голос;
  • Замедленная (ускоренная) речь;
  • Общая двигательная заторможенность
  • Двигательное возбуждение; немотивированная активность
  • Бездеятельность, отсутствие мотивации к деятельности
  • Утрата волевой активности;
  • Отсутствие инициативы в общении;
  • Отсутствие желания поддерживать общение (не отвечает на вопросы и не задаёт их)
  • Причитания
  • Слезливость
  • Нарушение внимания и работоспособности
  • Импульсивность склонность риску

 

http://player.myshared.ru/6/585299/slides/slide_10.jpgЭмоциональные проявления                                      

  • Скука, отсутствие интереса к чему либо  
  • Грусть, тоска, уныние;
  • Угнетенность;
  • Мрачная угрюмость;
  • Злобность, склонность к конфликтам, провоцирование их;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Ворчливость, брюзжание;
  • Неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
  • Чувство физического недовольства
  • Безразличное отношение к себе, окружающим, бесчувствие;
  • Тревога беспредметная (немотивированная);
  • Ожидание неприятностей;
  • Страх немотивированный;
  • Страх мотивированный;
  • Тоска как постоянный фон настроения;
  • Чувство отчаяния, безысходности;
  • Углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг;

 

Наличие психических расстройств

 

  • Депрессия
  • Неврозы и невротические реакции с беспричинным страхом, напряжением и тревогой
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • шизофрения

Оценка собственной жизни

  • Пессимистическая оценка своего прошлого
  • Фиксация на негативных воспоминаниях
  • Пессимистическая оценка своего нынешнего состояния
  • Не виденье позитивных перспектив в будущем

Особенности взаимоотношений с окружающими

 

  • Нелюдимость, избегание контактов с окружающими
  • Стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия
  • Склонность к нытью
  • Капризность, навязчивость
  • Эгоцентрическая направленность на свои страдания

Физическое состояние и проявления со стороны вегетативной нервной системы

 

  • Слезливость
  • Расширение зрачков
  • http://player.myshared.ru/6/585299/slides/slide_11.jpgСухость во рту («симптомы сухого языка»)
  • Нарушение сердечного ритма
  • Соматические недомогания
  • Повышение АД, колебания давления
  • Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
  • Ощущение комка в горле
  • Головные боли
  • Бессонница, нарушение ритма сна
  • Повышенная сонливость
  • Отсутствие чувства отдыха после сна, чувство физической тяжести, непереносимой душевной боли
  • Ощущение физического дискомфорта в различных частях тела
  • Запоры
  • Снижение ли повышение массы тела
  • Снижение или повышение аппетита, «волчий голод»
  • Снижение чувствительности в том числе и вкусовой
  • Снижение либидо
  • Нарушение менструального цикла.

 

http://player.myshared.ru/17/1107025/slides/slide_8.jpg

Если у ребёнка, подростка, наблюдаются некоторые перечисленные симптомы депрессии обращайтесь за квалифицированной помощью специалистов: психолога, психотерапевта или психиатра.

Рекомендации родителям

1.Наблюдайте за изменениями в поведении ребенка, потерявшего кого-то из близких.

2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его.

3. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем!!!

4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти.

5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно.

6. Не следует произносить фраз типа «Скоро тебе будет лучше».

7. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?»

8. Старайтесь быть в контакте с учителем. Обсуждайте с ним изменения в поведении ребенка, в его привычках.

 

Если вы слышите: «Ненавижу школу…», спросите: «Что происходит у нас такого, из-за чего ты себя так чувствуешь?»

Если вы слышите: «Все кажется таким безнадежным…», скажите: «Иногда такое бывает с каждым. Давай подумаем, какую проблему нужно решить в первую очередь.»

Если вы слышите: «Всем было бы лучше без меня!», скажите: «Ты очень много значишь для нас и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит.»

Если вы слышите: «У меня не получится!», скажите: «Если не получится, я буду знать, что сделал все возможное.»

 

ЧТО МОЖЕТ УДЕРЖАТЬ ОТ СУИЦИДА

Рекомендации родителям по профилактике подростковых суицидов.

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида (суицидальная профилактика состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности).

2. Примите суицидента как личность (допустите возможность, что подросток действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство).

3. Установите заботливые взаимоотношения.

4. Будьте внимательным слушателем (суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем они говорят). 

5. Не спорьте (ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого).

6. Задавайте вопросы (ваше согласие выслушать и обсудить то, чем хотят поделиться с вами, будет большим облегчением для отчаявшегося человека,  который испытывает боязнь, что вы его осудите, и готов к тому, чтобы уйти).

7. Не предлагайте неоправданных утешений (причина по которой подросток посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией, если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства).

8. Предложите конструктивные подходы (одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта, наиболее подходящими вопросами могут быть: «Что с тобой случилось»? «Когда ты почувствовал себя хуже?» подростка следует подтолкнуть к тому, чтобы он     идентифицировал проблему и как можно точнее определил, что ее усугубляет).

9. Вселяйте надежду

10. Оцените степень риска самоубийства (постарайтесь определить серьезность возможного самоубийства).

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска (оставаться с ребенком как можно дольше, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь).

12. Обратитесь за помощью к специалистам (во время психотерапевтической консультации отчаявшиеся люди глубже раскрывают свое страдание и тревоги, если депрессивный человек не склонен к сотрудничеству и не ищет помощи специалистов).

13. Важность сохранения заботы и поддержки.

В случае необходимости получения экстренной психологической помощи, можно обратиться:

 1. Телефон доверия 92-62-85. Психоневрологический диспансер УЗ «Борисовская ЦРБ»

2. Телефон психологической службы 73-91-11. Территориальный центр обслуживания населения Борисовского района

3. Телефон доверия    8-017-202-04-01 (круглосуточно) Минский областной клинический центр «Психология-наркология»  

 

4. УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «МИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КЛИНИЧЕСКИЙ             ЦЕНТР «ПСИХИАТРИЯ – НАРКОЛОГИЯ» Экстренная психологическая помощь (круглосуточно, анонимно, бесплатно)

 +375 (17) 270 24 01, +375 (029) 899-04-01

Телефонная Детская линия помощи

8 (801) 100-16-11 (звонки со стационарных телефонов бесплатные)

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Контакты: e-mail: rcpp@bspu.by +375 17 300 1006

 

"У депрессии нет лица: как распознать сигналы, говорящие о том, что ребенку нужна помощь"

 

Детскую депрессию не так просто распознать. Поведение ребенка меняется: он ленится, отказывается помогать, плохо учится, огрызается, устраивает истерики, капризничает, замыкается в себе. Как взрослые реагируют на такое поведение? Принимают «воспитательные» меры и усиливают контроль над поведением, иногда излишне «закручивая гайки»: изымают телефон, ограничивают время на интернет и телевизор, делегируют больше дел по дому, проводят воспитательные беседы. А ситуация только усугубляется. Но возможно, ребенок не просто бунтует и у него не ярко переживаемый переходный возраст, а самая настоящая депрессия – психологическая болезнь, которую надо лечить.  

Депрессия бывает наследственной, но чаще это все-таки реакция на внешние события. Чрезмерные требования взрослых, жесткий график учебы и жизни: уроки, кружки, домашние обязанности, отсутствие свободного времени, конфликты со сверстниками, ссоры родителей могут спровоцировать начало депрессии. Организм реагирует на стресс высоким уровнем тревоги, и долго в этом состоянии ребенок находиться не может — часто за острым состоянием начинается глубокая депрессия. Задача взрослого – в любой ситуации быть на стороне ребенка. Мы должны быть очень внимательны к настроению и эмоциональному состоянию детей, потому что они легко психологически ломаются и сдаются. Если он выглядит уставшим, безразличным ко всему, ничто не приносит ему удовольствия, с ним трудно общаться, и он пребывает в таком состоянии уже несколько недель – это повод серьезно насторожиться. Депрессию проще вылечить на начальной стадии, пока у ребенка не появились мысли и разговоры о бессмысленности жизни.    

Большинство детей хорошо адаптируются к самым сложным ситуациям: разводу родителей, смерти бабушек и дедушек, переезду и смене школы, если рядом с ними стабильный взрослый, который готов говорить о непростых событиях, которые происходят в их семье, обсуждать и проговаривать эмоции и трудности, с которыми встречается ребенок. Если у вас самих не хватает ресурса для помощи ребенку, начните с себя и подумайте, как восстановить силы и психическую стабильность. Ведь дети с легкостью впитывают и отражают наши эмоции.  

Что должно насторожить в поведении ребенка, какие сигналы sos он подает в депрессии? 

  • Апатия, сонливость, и в тоже время плохой сон, упадок сил 
  • Снижение и отсутствие аппетита  
  • Снижение уровня концентрации внимания 
  • Заторможенность в мыслительных процессах 
  • Снижение физической активности, телесная зажатость 
  • Появление энуреза и/или энкопреза 
  • Появление нервных тиков: у ребенка дергается глаз или он шмыгает носом. 
  • Ребенок постоянно жалуется на психосоматические признаки — у него что-то болит 
  • Пессимистичный взгляд на настоящее и будущее 
  • Ночные кошмары, беспокойный и тревожный сон 
  • Резкое снижение учебной успеваемости и мотивации — ребенку не важны оценки и школьные дела 
  • Отсутствие интереса к чему бы то ни было, особенно к ранее любимым делам 
  • Ребенок или подросток в этот период особенно чувствителен к критике, перестает верить в себя, даже в тех качествах и умениях, что ранее воспринимались им как сильные стороны 
  • Состояние регресса у маленьких детей: ребенок начинает играть в игрушки, в которые играл много лет назад. 

Как можно помочь ребенку?  

  • Для начала пересмотрите ежедневное расписание ребенка, вместе обсудите — от чего можно отказаться в пользу свободного времени. Когда ребенок делает то, что ему хочется — смотрит мультики или сериалы, рисует, играет, слушает музыку – он развивается ничуть не хуже, чем когда бегает из одного кружка на другой.  
  • Проводите с ребенком больше времени. Сходите погулять, приготовьте что-то вкусное вместе, посмотрите интересный тематический фильм и обсудите его. Время, проведенное с самыми близкими, очень целительно для детской психики.  
  • Как можно больше разговаривайте, но только не о школе и успеваемости — это табу! Разговаривать надо о том, что чувствует ребенок в разных жизненных ситуациях. Если ребенок замкнут — начните с себя. Каждый вечер, к примеру, делитесь как прошел ваш день.  Рассказывайте, как у вас дела на работе, что интересного произошло сегодня, что вас порадовало, а что огорчило. Ребенок рано или поздно начнет открываться и делиться с вами своими радостями и переживаниями.  
  • Сходите на консультацию к психологу, особенно если наблюдаются соматические проблемы со здоровьем. Он сможет определить степень серьезности ситуации и решить, надо ли обратиться к психиатру и неврологу для более серьезной коррекции состояния ребенка, или будет достаточно бесед с психологом.  

Расскажите ребенку о том, что есть детский телефон доверия, куда всегда можно позвонить, рассказать о своих проблемах дома или в школе и получить необходимую помощь. Прикрепите на видном месте листок с номером детского телефона доверия  8-801-100-16-11  (экстренная психологическая помощь несовершеннолетним, круглосуточно)  ГУ «РНПЦПЗ»

В большинстве случаев депрессия может пройти, если наладить режим труда и отдыха ребенка, отрегулировать питание, добавив в рацион больше овощей и фруктов. Также важно уделить ребенку как можно больше внимания, обнимать и целовать его, ценить его, говорить о любви к нему, разнообразить его досуг интересными, позитивными мероприятиями и делами, организовать настоящую физическую и психологическую перезагрузку – отправиться в путешествие, устроить семейный спортивный день, сходить на квест или на пейнтбол.  

 

"Подросток замкнулся в себе: разбираемся, что происходит?"

 

Взрослея, ребенок становится более критичен к себе и окружающим, концентрируется на своих мыслях и переживаниях.  Задумчивость, скрытность, отстраненность в этом возрасте нормальна: дети выстраивают личные границы, учатся принимать и проживать самые разные чувства.

Чаще всего «самоизоляция» подростка — это реакция на травмирующее событие или на ряд событий. Это может быть:

  • обида на родителей из-за неудачной шутки (например, по поводу внешности), категоричного высказывания о друзьях, несправедливого наказания. Самооценка подростка очень уязвима.
  • Напряженная обстановка в семье, ссоры. Дети чувствуют вину из-за проблем в отношениях между родителями или оказываются втянуты во взрослый конфликт.
  • «Внешние» проблемы: буллинг, конфликт с учителем, неудачные романтические отношения, ссора с другом, эмоциональное или физическое насилие.
  • Увлечение, влюбленность, переросшая в зависимость.
  • Неуверенность в родительской поддержке: боязнь того, что вмешательство взрослых создаст еще больше проблем.

Стремление к уединению, стойкое нежелание общаться с семьей и друзьями, снижение интереса к увлечениям, подавленное настроение, агрессия, ухудшение успеваемости — следствие возникших трудностей, с которыми подросток не может справиться самостоятельно. Задача родителей – оказать ребенку поддержку.

Психологи подготовили ряд рекомендаций для родителей, чьи дети все глубже погружаются в свои проблемы и тяжело идут на контакт.

Что делать?

  1. Восстанавливаем доверительные отношения с ребенком. Исключаем критику, нотации и категоричные указания. Даже если поведение ребенка раздражает, бесит, выводит из себя – считаем до 10, кричим в подушку, идем к психологу сами, но делаем общение с ребенком комфортным и безопасным для него. Создайте дома атмосферу открытого общения, цель которого – услышать друг друга, найти компромисс. Это важно и начинать формировать такую среду в семье никогда не поздно.
  1. Начинаем потихоньку делиться своими чувствами — вас тревожит поведение подростка, вы за него волнуетесь, не так ли? Скажите ребенку об этом. Спросите, нуждается сын или дочь в помощи: дайте понять, что ребенок может всегда на вас рассчитывать.
  1. Вовлекайте подростка в совместные занятия: прогулки, походы, игры. Возможно, смена обстановки поможет ребенку рассказать о своих проблемах. Не хочет, уходит, закрывается в своей комнате – просто продолжайте предлагать, не оставляйте попыток.
  1. Щадите чувства подростка. Если вы сказали, что можно не бояться делиться с вами проблемами – не стоит после первых признаний повышать голос, звать отца на серьезный разговор или рассказывать по телефону бабушке о том, что только что узнали о романе дочери.
  1. Пообщайтесь с классным руководителем и другими взрослыми, в орбите которых вращается ваш ребенок, постарайтесь выяснить общую обстановку в классе, расспросить об отношениях ребенка с учителями и одноклассниками.

Если причина замкнутости какие-то внешние обстоятельства — нужно помочь подростку изменить отношение к травмирующей ситуации или событию. Ваше терпение, любовь и принятие помогут подростку ему преодолеть трудности взросления, а в будущем станут основой для счастливой жизни.

Если же замкнутость и отстраненность усугубляются, вы исключили все возможные внешние причины такого поведения ребенка, но по-прежнему не можете до него достучаться и чувствуете, что не справляетесь – обращайтесь за помощью к психологам  в школе или специалистам Детского телефона доверия 8-801-100-16-11  (экстренная психологическая помощь несовершеннолетним, круглосуточно)  ГУ «РНПЦПЗ» — вам обязательно помогут найти пути решения проблемы.

 

"У подростка несчастная любовь, как помочь?"

 

Как порой разрывается родительское сердце, когда их ребенок страдает и мучается из-за любви. С одной стороны, вы понимаете, что это опыт, через который проходят все, и когда-то это коснулось и вас. Но с другой стороны, вас страшит, сможет ли ваш ребенок в столь чувствительном возрасте, с присущей ему ранимостью и максимализмом все преодолеть и психологически не сломаться. Для подростка разрыв отношений – возможно, самое сильное эмоциональное потрясение в жизни. На это влияет и гормональная перестройка организма, и следующие за этим резкие перепады настроения. При этом характер еще не сформирован, а жизненный опыт не накоплен.

 

Как сделать этот болезненный момент в истории жизни ребенка поучительным и мудрым уроком, благодаря которому он избежит будущих разочарований и станет сильнее?

 

  1. Дайте вашему ребенку понять, что вы рядом. Обойдитесь без лишних расспросов и наставлений о том, что это нормально, впереди еще будет много влюбленностей, и не стоит переживать. Объятия, совместное молчание или просто нахождение рядом с ребенком создадут почву для того, чтобы ребенок не закрывался, не замыкался в себе и был готов поговорить с вами. Вы можете просто сказать: «Я вижу и чувствую, что тебе нелегко на душе, наверное, это из-за каких-то отношений и что-то пошло не так. Как будет желание поговорить, просто дай знать, я рядом».
  2. Как только ребенок будет готов говорить, просто выслушайте его, задавайте вопросы и помогайте ему как можно больше высказать свои чувств и переживания, это позволит снять эмоциональное напряжение и выплеснуть то, что разрушает его изнутри.
  3. Вместо формальных фраз «ой, сколько еще всего у тебя будет, это не стоит твоих переживаний» поделитесь, как это было в вашей жизни и благодаря чему и кому вы смогли пережить это, снова довериться людям, любить и быть любимыми. Честно признайте и не отрицайте тот факт, что некоторое время вашему ребенку придется печалиться, и это абсолютно нормально. Ваш жизненный опыт и наглядный пример важнее и полезнее тысячи советов психологов. Просто помогите ребенку принять то, что с ним случилось, и понять, что в жизни каждого человека есть место страданиям и переживаниям из-за любви. Возможно, вашему ребенку потребуется вполне конкретный совет о том, как действовать дальше в сложившейся ситуации и как избежать дальнейшей травматизации.
  4. Если вашего ребенка обидели и унизили, дайте понять, что встанете на его защиту, не усугубляя ситуацию, придумайте вместе варианты психологического правосудия, решите, как спасти честь и достоинство вашего ребенка. Ведь порой не так страшна сама ситуация из-за несложившихся отношений, сколько осмеивание, сплетни и разговоры за спиной в школе, компании или социальных сетях.
  5. Подскажите ребенку, что можно вести дневник, писать рассказы и стихи, делиться чувствами с близкими друзьями, находить новых друзей, посмотреть фильмы про похожие ситуации и узнать, как герои выходили из них, найти ответы в увлекательных книгах и романах. Также полезно на время оставить жизнь в социальных сетях, чтобы не «сыпать соль на раны» и не заходить по 10 раз в день на страничку человека, с которым отношения не сложились.
  6. Переключите внимание ребенка на какое-нибудь дело или увлечение, займитесь вместе чем-нибудь, что будет ему интересно и что настроит его на позитивные мысли. Особенно полезно на время отправиться в путешествие и оставить привычную обстановку, в которой все будет напоминать о нем/ней.
  7. Добавьте в вашу семейную жизнь больше юмора и философских разговоров о жизни и любви, вспоминайте всей семьей смешные и грустные моменты вашей истории, найдите время, чтобы пересмотреть семейные альбомы и устроить вечер воспоминаний, дайте понять и почувствовать ребенку — то, что с ним сейчас происходит, это и есть сама жизнь, в этом ее прелесть и соль.
  8. Не давите с учебой и хорошими отметками в этот период. В данный момент вашему ребенку не до этого, он, возможно, на время потерял радость, смысл жизни. Успеваемость — последнее, что его волнует. Дайте ребенку время пережить это. По возможности, не разглашая подробности и суть ситуации, попросите учителей или хотя бы классного руководителя о снисхождении и тактичности, о поддержке вашего ребенка в школе. Возможно, они тоже смогут предложить со своей стороны какие-то активности и дела, благодаря которым ваш ребенок сможет отвлечься и при этом не выпадать из школьной жизни: участие в постановке школьного спектакля, волонтерство, работа над проектом, участие в школьном самоуправлении, подготовка школьной выставки, сьемки фильма о школе, написание постов и статей для школьного сайта и социальных сетей.
  9. Также в период сильного стресса важно сбалансированное питание, спорт, отдых и релаксация, помогите ребенку снять физическое напряжение и восстановить силы.

Детская и подростковая влюбленность — еще один из способов познания сложного мира человеческих отношений. И как именно ребенок при этом выражает свои чувства и переживает конфликты и потери в первую очередь зависит от реакции и поддержки его родителей.

В завершении предлагаем вам один из лучших советов родителям, который дала семейный психолог Людмила Петрановская: «Несчастная любовь – это опыт, который развивает душу и учит принимать несовершенство мира, готовит к будущим зрелым, счастливым отношениям. Поэтому если ребенок спрашивает вас: «Что же мне теперь делать?» – самым правильным ответом будет: «Чувствовать. Страдать. Запоминать. Жить дальше».

 

"Ребенок угрожает, что убежит из дома, что делать?"

 

— В последнее время сын, если ему что-то не нравится или возникает ссора, начинает: «Уйду из дома, от тебя подальше». И это в 10 лет! С папой подобных разговоров не ведет. Не знаю, как реагировать. 

— Четырнадцатилетняя дочь все чаще обижается на меня, потому что я строг с ней. Говорит, что сбежит, если буду ее «прессовать». Ситуацию усугубляет жена, которая многое разрешает и покупает ей все, что та ни попросит, лишь бы она не возмущалась и не ныла. Мы целыми днями на работе, вот и компенсирует внимание.

Беспокойство родителей понятно — тысячи детей и подростков ежегодно предпринимают попытки убежать из дома, и хотя большинство пап и мам не верят в реальность детских угроз (причин-то, на наш взгляд, нет!), тревога все-таки остается.

Причины бегства

Причин совершить побег из дома у ребенка множество, и чаще всего они не обдуманны.  Возможно, он хочет обратить на себя внимание, выразить протест, поддержать друга. Или сбежать «за компанию», участвовать в провокационных играх или доказывать что-то сверстникам.

Чаще всего желание убежать из дома – это реакция на неприятные события: несправедливое наказание, ссора, развод родителей.

Дети могут «прощупывать почву»: проверяют, как действует на родителей подобный шантаж, и можно ли таким способом добиться желаемого.

В любом случае ребятам дискомфортно дома, и угроза сбежать — скрытый крик о помощи.  Дети пугают родителей, чтобы заставить их изменить жизнь, а не просто злятся, обижаются и хлопают дверью.

Сложность в том, что демонстративные угрозы не всегда можно отличить от реальных намерений.

Как реагировать?

  1. Показываем ребенку, что понимаем его чувства: «Догадываюсь, за что ты на меня злишься, и понимаю: тебе хочется испугать меня, заставить передумать…».
  2. Проясняем семейные правила: «Мы —самые близкие люди, и не можем друг друга бросать. Я — твоя мама, и буду ей всегда, как и ты — моим ребенком.  Мы может обижаться, злиться, но семьей остаемся. И будем уважительно относиться друг к другу».
  3. Говорим о своих чувствах: «Мне очень неприятны твои угрозы уйти из дома. Смею надеяться, что это — злая шутка. Давай обсудим, что у нас не так»
  4. Как правило, подростки очень эмоциональны — чувства затмевают разум, поэтому им сложно представить последствия своих решений. Задаем вопросы: «Если убежишь, то что получишь?», «Что будешь делать, если что-то пойдет не так?», «Почему именно это пришло тебе в голову?». И обязательно даем выговориться, чтобы определить причину: не хватает внимания, не умеет дружить, тяжело в общении с вами, мало свободы, не считаются с его мнением, все вышло из-под контроля.
  5. Сообщаем, что он может прийти к нам с любыми трудностями, что, сбегая от родителей или из дома, он не уйдет от своих переживаний и проблем. А ведь можно вместе во всем разобраться и найти решение.

Работа над ошибками

Часто за угрозой побега стоит нежелание принять свое бессилие, попытка почувствовать свое влияние, в том числе и на родителей. Покажите, что вы очень цените и любите ребенка, видите его возможности и силу, что признаете его право иметь собственное мнение.

Помогите чаду понять, что им движет, какие свои потребности он защищает. Попробуйте услышать его и помочь. Перестройте общение таким образом, чтобы он почувствовал, что его слышат, понимают, уважают его потребности.

Например, если это— желание экстрима и эмоций – постарайтесь добавить в жизнь вашей семьи новых ярких впечатлений.

Если он хочет показать себя крутым в новой компании – подскажите, как еще можно заслужить уважение и проявить себя, не делая при этом глупостей.

Если ему кажется, что в семье с ним не считаются, — давайте больше выбора и спрашивайте его мнение по самым разным вопросам: как семье провести выходные, что приготовить на ужин, какой фильм выбрать для просмотра. И не только: что он готов делать по дому, а что — точно нет, в какой день он уберет комнату и т.д.

Угрозы являются сигналом для родителей, что что-то в семье не так. Это может быть попыткой ребенка проверить взрослого: «Как ты ко мне относишься, ценен ли я для тебя, важен ли?». Или — желание свободы, риска, проверка своих сил, что бывает в семьях с гиперопекой. Как бы то ни было, старайтесь поддерживать доверительные отношения с ребенком, чтобы он чувствовал, что дом — это место, куда хочется возвращаться, где чувствуешь себя в безопасности.

Понимающий родитель: как стать поддержкой своему ребенку?

Поддержка и внимание со стороны родителей – обязательные условия для того, чтобы ребенок вырос полноценным и счастливым взрослым. И это не красивый лозунг, а научный факт! Отношение родителей к детям — это наглядный пример того, как ребенок должен относиться к себе сам. 

 Рекомендации психологов, которыми важно руководствоваться в воспитании ребенка: 

 

  • Любить ребенка БЕЗусловно — это не значит ни в чем ему не отказывать и все разрешать. Это — любить, даже когда ребенок сопротивляется, бунтует, жалуется, ноет, ленится или требует.  КАК? Для начала говорить в подобных ситуациях «я тебя люблю»: «Даже если я ругаю тебя, все равно люблю и сочувствую».  
  • Обнимать, целовать, держать за руку. Тактильный контакт с ребенком важен в любом возрасте. Именно так дети особенно чувствуют любовь родителей.  
  • Хвалить ребенка за успехи и старания. Не стоит воспринимать дисциплинированность и достижения ребенка само собой разумеющимися. КАЖДЫЙ ДЕНЬ говорите, что в поведении ребенка радует вас. Похвалы всегда должно быть больше, чем критики.  Для этого используйте две ключевые техники: 

— положительное подкрепление – акцент на сильных сторонах: «Вот эту задачу ты оформил правильно и что особенно здорово, полностью сам!» 

 авансирование – проговаривание будущих успехов и заслуг: «Я уверен, что ты обязательно с этим справишься. Ты смелый, у тебя точно получится!» 

 

  • Никогда не ругать ребенка при посторонних. Наедине ребенок может объяснить свое поведение, как-то оправдаться, сохранив самоуважение и хорошее отношение к себе. При свидетелях это сделать просто стыдно!  
  • Не сравнивать ребенка с другими: одноклассниками, соседями, братьями и сестрами. Сравнение негативно сказывается на самооценке ребенка. Оценивайте поступки только относительно ситуации. 
  • Слушать своего ребенка. Если ребенок хочет вам что-то рассказать, всегда относитесь к этому серьезно. Фразы типа «мне не до твоей ерунды», «давай по делу», «мне бы твои трудности» сильно обесценивают ребенка и его переживания. Даже если его проблемы вам кажутся наивными — они важны для него. Дайте понять ребенку, что они важны и для вас. 

Для этого задавайте больше вопросов «И как ты это воспринял? А что ты почувствовал в этот момент? Какие есть идеи по этому поводу? Что можно сделать в этой ситуации?» 

  • Уважать личное пространство ребенка. Никто не любит, когда роются в его вещах.  И ребенку не нравится, если вы без его согласия наводите порядок на его столе, перетряхиваете портфель или читаете сообщения в телефоне. Ребенок чувствует несправедливость острее, чем взрослый. Прежде чем что-то сделать или сказать ребенку, возьмите за правило спрашивать себя: «Сказал бы я так своему мужу/жене, коллеге?»  или «А понравилось бы мне, если бы так со мной поступили?»  
  • Разрешать ребенку иногда допускать ошибки. Существует расхожее мнение, что «умные учатся на чужих ошибках», но оно далеко от жизни. Все люди учатся на личном опыте. Поддержите ребенка, когда он совершает ошибки, и помогите ему их проанализировать.  Задавайте конкретные вопросы: «Как тебе кажется, почему не получилось? Что в следующий раз следует сделать по-другому?»
  • Не отстраняться от ребенка. Родительская работа никогда не может быть выполнена до конца — не останавливайтесь и не отстраняйтесь. Не говорите «я уже уделил тебе много времени в раннем детстве, а теперь ты сам…» Быть родителем и поддерживать своего ребенка – это НАВСЕГДА, просто в каждом возрасте наша роль и отношения меняются! 
  •  

«Как рассказать ребенку о смерти близкого человека?»

 

Сообщить ребенку о смерти близкого человека не просто, возникает множество вопросов: стоит ли говорить об этом сразу же или лучше отложить разговор, какие слова подобрать, как выбрать подходящий момент и с чего начать?

Рекомендаций для родителей о том, как вести себя с ребенком в случае смерти близкого человека, и как рассказать ему об этом.

Не откладывайте разговор

Некоторые родители решают отложить на какое-то время тяжелый разговор с целью защитить ребенка от психологической травмы. Придумывают истории с длительным отъездом, неожиданной командировкой или путешествием умершего члена семьи, не учитывая, что ребенок чувствует изменение эмоционального фона в доме, замечает, что все расстроены, нервничают, избегают общения, излишне суетятся. Он чувствует, что произошло что-то плохое, но не знает, что именно, и в итоге у ребенка появляются тревожность и страх не только от отсутствия близкого, но и от неопределенности.

Ребенок может узнать о произошедшем случайно, например, от соседей или подслушать ваши разговоры по телефону, и для него это станет шоком. 

Подготовьте себя 

В момент разговора с ребенком важно быть спокойным. Это не значит, что вы должны сдерживать слезы и сообщать о трагедии с безразличием. Речь идет о состоянии, в котором вы будете способны сообщить ребенку о смерти близкого и оказать необходимую поддержку.

 

Если чувствуете, что не можете совладать со своим эмоциональным и физическим состоянием, вызванным собственным переживанием горя, попросите поговорить с ребенком близких, с кем у него доверительные отношения, либо подождите момента, когда будете в состоянии об этом говорить.

Позаботьтесь о комфорте ребенка

Сообщать ребенку тяжелую новость лучше в знакомом ему месте, там, где он будет чувствовать себя комфортно и безопасно, где разговор не будет нарушен. Разговор по телефону, пока ребенок в школе или в поездке — не лучший вариант. Желательно поговорить дома, утром или днем, а не перед сном. Привычная обстановка, возможность свободно проявлять эмоции или уединение в случае такой потребности поможет ребенку легче справиться с трагическим известием. Важно, чтобы вы постоянно были рядом и могли поддерживать ребенка и отслеживать его эмоциональное состояние и поведение.

Говорите конкретные и понятные ребенку слова

В российской культуре у людей сложные отношения со смертью, часто эта тема табуирована. Люди боятся говорить о ней, поэтому используют метафоры, словесные обороты, не называя слово “смерть”. 

Для детей язык образов и метафор не всегда понятен, им трудно будет осознать смысл фраз: “отошел в другой мир”, “покинул нас”, “вечный сон”, поэтому используйте конкретные слова и выражения, доступные для понимания ребенка, чтобы не возникало двойных смыслов, особенно если вы сообщаете это подростку. Например, “папа умер, его больше нет”, “твой дядя болел, врачи не смогли его вылечить, и он умер”, «к сожалению, наша мама погибла».  

Отвечайте на вопросы ребенка

У ребенка, особенно дошкольного возраста, может возникнуть много вопросов о смерти. Постарайтесь ответить на все вопросы. Опирайтесь на свои ощущения, но старайтесь избегать чрезмерного негатива вокруг данной темы, не нужно погружать ребенка в страшные обстоятельства и причины смерти. Исключением могут быть только старшие подростки.

Дети могут спрашивать о своей и вашей смерти. Не стоит отрицать данный факт, но в то же время важно донести до ребенка, что это случится совсем не скоро и вообще неизвестно когда. 

Не стоит избегать разговоров о смерти, если ребенок проявляет интерес к данной теме или интересуется вопросами о том, что происходит с душой ушедшего человека. Так он переживает новый опыт, пытается его осмыслить и принять. Замалчивание же данной темы может вызвать тревогу, спровоцировать страх смерти. Важно как можно больше говорить с ребенком, постоянно проговаривать все чувства и переживания, ведь в этот момент часто возникают обида и злость на весь мир, неприятие ситуации, он может закрываться и уходить от контакта.

Поддержите ребенка

Дети могут совершенно по-разному отреагировать на известие о потере близкого человека.

Кто-то начнет плакать, а кто-то продолжит играть в игрушки, кто-то может не сразу понять, что именно произошло. Вам, как родителю, важно понимать, что в этих ситуациях у ребенка происходит глубокое переживание случившегося. Если ваш ребенок не отреагировал на новость о смерти близкого человека “стандартно”, не спешите делать вывод, что он легко это перенесет. Понаблюдайте за ним, дайте понять, что вы рядом и готовы поддержать.

В случае же сильной эмоциональной реакции хорошо помогает тактильный контакт: возьмите ребенка на руки или обнимите, будьте рядом, дайте почувствовать защищенность. С маленьким ребенком в первые дни лучше спать рядом, так как в этот период него могут возникнуть проблемы со сном.

Расскажите, как будет организована ваша жизнь после смерти родственника. 

Через некоторое время важно дать ребенку опору — несмотря на смерть значимого человека, жизнь вашей семьи продолжается: ребенок так же будет ходить в школу, в детский сад, на кружки, играть в любимые игры. Если умерший человек проводил много времени с ребенком и с ним связаны каждодневные ритуалы, объясните, что теперь это будут делать другие члены семьи или появятся новые ритуалы. Важно донести до ребенка, что любимый человек навсегда останется с ним в мыслях и воспоминаниях, и несмотря на то, что его нет рядом, всегда можно мысленно обращаться к нему за советом, вести разговор.

Обратитесь за помощью к психологу

Острая фаза переживания горя длится около 2-х месяцев. Если и по истечении этого времени ребенок сильно подавлен, чрезмерно агрессивен, его мучают кошмары, страхи, то рекомендуем вам обратиться за профессиональной психологической помощью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих